Газета.Ru,
1 февраля 2010 г.
Страховка от ответственности 995 просмотров
Несмотря на многочисленные изменения, спустя шесть лет после вступления в силу закона об ОСАГО он все еще далек от европейского уровня. Суммы компенсаций в десятки раз ниже, чем в Европе, но и эти деньги потерпевшим не выплачивают. Порядок оформления трудоемкий и муторный, зато компании в прибыли.
Главная идея закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» вполне гуманистическая. Попав в аварию не по своей вине, водитель часто оказывался в ситуации, когда деньги на ремонт у виновника можно выбить только с бандитами или через суд, но в случае успешного исхода суда получать по 300 рублей в месяц с его пенсии или зарплаты. ОСАГО же должно гарантировать, что невиновный ничего в аварии не потеряет, сможет и машину починить, и вылечиться, и родственники получат компенсацию в случае гибели.
Первый вариант закона был разработан в МАДИ еще в начале 90-х. В 2003 году была принята 12-я редакция закона, которая, по словам старожилов дорожного института, даже отдаленно не напоминала исходник. Закон об ОСАГО принимался скорее для того, чтобы приблизить российское законодательство к европейским стандартам, где действует «Зеленая карта».
К двухтысячным в стране уже была довольно распространена добровольная страховка ответственности. Стоимость ее в среднем колебалась от 1500 до 2000 рублей. Сумма компенсации составляла $10 000, причем, доплатив 300 рублей, ее можно было расширить до $20 000.
Закон об ОСАГО, вступивший в силу в 2003 году, сначала на добровольной основе, а спустя год на обязательной, правила страхования сильно усложнил. Во-первых, с массовым применением страховка подорожала. При базовой ставке в 1980 рублей сложная система повышающих коэффициентов могла увеличить стоимость на 70%. В то же время сумма выплат резко снизилась. Те же $10 000 поделили на несколько частей. 240 000 рублей можно было потратить только на возмещение вреда здоровью, причем, если потерпевших было несколько, сумма делилась на всех. 120 000 – на ремонт машины. На погребение погибших – не более 25 000 рублей. В дальнейшем сумма выплат была пересмотрена: на лечение выделили по 160 000 на каждого потерпевшего. В это же время в Европе за 40 евро потерпевший может рассчитывать на возмещение как по здоровью, так и по разбитой машине на сумму от 50 000 евро до 1 000 000 евро, в зависимости от страны.
У нас же, вместо того чтобы защищать права потерпевших, закон, скорее, усложнял их жизнь.
Чтобы получить выплату, в трехдневный срок стало нужно получить справку об аварии и собрать толстый пакет документов, отстоять очередь, узнать, что в протоколе допущена ошибка, вернуться в группу разбора, а иногда и не один раз, ― и в конечном счете получить сумму меньшую, чем реальная стоимость ремонта.
Не договорившись о единых методиках исчисления ущерба (они не приняты в стране и сейчас), страховщики стали считать по минимуму. Например, нормочас ― по 300 рублей, а запчасти ― по цене неоригинальных. При этом выплаты начислялись с учетом износа деталей. То есть деньги выплачиваются. По цене деталей на момент аварии ― не на новые детали, а на подержанные. И несмотря на то, что правительство с 2005 году обещало отменить эту противоречащую основному принципу закону норму, в 2010 году Госдума этот порядок подтвердила, оговорившись, что нельзя считать деталь изношенной более чем на 80%.
Вообще в документе было допущено множество двусмысленных допущений, позволяющих страховщикам в разы занижать выплаты. Например, ДТП на внутренней территории ― будь то парковка возле магазина или возле офиса ― не подпадала под действие страховки. Также не была предусмотрена ответственность за затягивание выплат, и по первому времени потерпевшие ждали денег месяцами. При расторжении договора, например в связи с продажей машины, страховщики удерживали 23% от стоимости ОСАГО, не говоря уже о принятой правительством системе поощрения и наказания водителей ― так называемом бонус-малус. По нему в случае аварии страховка для виновника дорожает почти вдвое, а за год безаварийной езды дешевеет всего на 5%.
В итоге за первый год действия закона он принес страховщикам 90% прибыли, за второй с учетом отчислений в компенсационный фонд и выплат по затянутым делам с 2003 года от собранной суммы у страховщиков осталось 39%. В 2010 году ― 56% от собранных средств. При том что в законе прописано: на компенсации по ДТП страховщики должны выплачивать 77% от собранных средств. И в этом году базовые тарифы по ОСАГО, скорее всего, будут завышены. В отличие от суммы компенсаций.
Мария ЦЫБУЛЬСКАЯ
Вся пресса за 1 февраля 2010 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Страховое право, Тенденции, Выплаты
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
21 января 2025 г.
|
|
За рулем, 21 января 2025 г.
Эксперты автоотрасли усомнились в целесообразности повышения выплат по ОСАГО
|
|
donnews.ru, Ростов-на-Дону, 21 января 2025 г.
Компенсация ущерба от БПЛА: какие выплаты положены жителям Ростовской области
|
|
Коммерсантъ, 21 января 2025 г.
Страховщикам упрощают путь в управляющие
|
|
Финмаркет, 21 января 2025 г.
Generali и французская BPCE договорились об объединении инвестиционных операций
|
|
Башинформ, Уфа, 21 января 2025 г.
В Уфе подешевеют полисы ОСАГО
|
|
Казахстанский портал о страховании, 21 января 2025 г.
Страховая компания «Евразия» выплатит более $4 млн за ущерб от пожаров в Калифорнии
|
|
Office life, Минск, 21 января 2025 г.
Минфин утвердил новые требования к профпригодности руководства страховых компаний
|
|
infopro54.ru, Новосибирск, 21 января 2025 г.
В Госдуме предложили увеличить лимиты выплат по ОСАГО после ДТП почти на треть
|
|
ОренбургМедиа, 21 января 2025 г.
Ущерб на миллион. В Оренбурге будут судить банду автоподставщиков
|
|
Верстов.Инфо, Магнитогорск, 21 января 2025 г.
В Магнитогорске один из самых высоких в России страховых коэффициентов по ОСАГО
|
|
Казахстанский портал о страховании, 21 января 2025 г.
Стоимость страхования слияний и поглощений в Европе снова снижается
|
|
РБК.Уфа, 21 января 2025 г.
В Уфе снизится стоимость полисов ОСАГО
|
|
Новосибирские новости, 21 января 2025 г.
Новосибирцы инсценировали ДТП с Porsche Cayenne ради страховки
|
|
Frank Media, 21 января 2025 г.
Российские топ-менеджеры активно страховали свою ответственность в 2024 году
|
|
Казахстанский портал о страховании, 21 января 2025 г.
WDF запускает застрахованные углеродные кредиты с высокой степенью надежности
|
|
Правда УРФО, Екатеринбург, 21 января 2025 г.
Суд взыскал полмиллиарда с экс-бенефициаров страховой «ЮЖУРАЛЖАСО» из Челябинска
|
|
Общественная служба новостей (ОСН), 21 января 2025 г.
Эксперт Мигаль прокомментировала новую инициативу для страховщиков по ОСАГО
|
 Остальные материалы за 21 января 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|